По бокам космического корабля "Кеннеди" размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Конструкторы корабля хотели бы сделать эти двигатели еще шире, но не смогли. Почему?
Дело в том, что двигатели эти доставлялись по железной дороге, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8.5 дюйма, поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 5 футов.
Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 4 фута 8.5 дюйма? Откуда взялась эта цифра?
Оказывается, что железную дорогу в Штатах делали такую же, как и в Англии, а в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки. А длина оси конки составляла как раз 4 фута 8.5 дюйма! Но почему?
Потому что конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз 4 фута 8.5 дюйма! Отчего так?
Да просто дороги в Великобритании стали делать римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, и длина оси стандартной римской колесницы равнялась... правильно, 4 футам 8.5 дюймам! Ну вот теперь мы докопались, откуда взялся этот размер, но все же почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины? А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 4 фута 8.5 дюйма - это был как раз размер двух лошадиных задниц! Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало бы равновесие колесницы.
Следовательно, вот и ответ на самый первый вопрос: даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от РАЗМЕРА ЛОШАДИНОЙ ЗАДНИЦЫ ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД.

PS — мне стало интересно, почему в России железнодорожная колея шире?
Неужели лошади толще?
Когда в России готовились к строительству железной дороги Москва – Санкт-Петербург, т. е. первой крупной ж/д магистрали, тогдашние инженеры-конструкторы пришли к царю и спросили:
- Колею будем делать шире, чем в Европе?
Царь ответил:
- На Х.. шире!?
Боян конечно, но неудержался...
Подведем по-русски итог этого бреда:
1. В Римской империи не существовало единой колеи. Были лишь безуспешные попытки стандартизировать их для увеличения пропускной способности по мостовым. Колея боевой колесницы от 1,2 до 1,5 м в зависимости от вооружения. Тяжёлые дроги и полоки имели колею до 2,5 м.
2. Расстояние между крупами лошадей зависит исключительно от типа и вида упряжи (дышловая и оглобельная) и количества впряжённых попарно лошадей (от 1,2 до 1,8 м). А ведь ещё и тройки лошадей запрягали...)))
3. Ось кэба обычно больше колеи на полфута. Единой дорожной колеи ни в Англии ни в другой стране мира также не существовало, из-за отличий в колее кэбов, тарантасов и дилижансов (до 6 футов на задней оси).
4. Стефенсоновская колея устаканилась как основная по двум прозаичным причинам -- из-за компоновки паровоза Стефенсона, а также из-за удобного размера шпал в качестве которых использовались стандартные горные крепи.
5. Стартовые РДТТ (ТТУ) "Шаттлов" первой ступени доставляют баржами, или по воздуху специальным самолетом. Никаких автомобильных и железных дорог!
6. Диаметр ТТУ "Шаттла" составляет 3,7 метра (т.е. превышает 12 футов). Диаметр главного бака -- 9,68 м (более 30 футов).
7. Габарит тоннелей в США не менее 9 футов.
Ну а про никогда не существовавший "Кеннеди" и говорить нечего.
Вот развенчание некоторых предрассудках о железных дорогах:

1. Стандартов железных дорог исторически было очень много. "Стефенсоновский", о котором речь, не единственный. Даже сейчас, кроме русского, принятого действительно при Николае Первом, используются еще более широкие, например, на Пиренейском полуострове (1600мм), на отдельных дорогах Ирландии, Австралии и США.
2. Выбор ширины "стефенсоновского" стандарта никак с шириной трамвайных путей не связан. И потому, что трамвай изобрели позже железной дороги, и потому, что у трамвая ширина другая. Выбирали из экономических соображений - чем уже, тем дешевле прокладка, но возрастают эксплуатационные расходы. Затем самостандартизировалось при соединении европейских дорог под английские образцы, самые массово производившиеся.
3. На дорогах с другими условиями ширина выбиралась по другим соображениям. В частности, в России особое внимание уделили возможности переворачивания вагона, причем на самой первой, СПб- Царское Село, вообще приняли 6 футов, ради безопасности.
4. Основная масса железных дорог России получила эту ширину еще до революции, при Сталине (в 1939-1941 и после 1945) перешивали на дорогах в землях, до 1939 принадлежавших Польше, Венгрии и Румынии.
5. Маршрут СПб-Москва был проведен не при Николае, а при Петре Первом, для гужевого транспорта, по кратчайшей прямой. Поскольку местность была неосвоена, это было оправдано. За век эксплуатации вдоль дороги развилась инфраструктура, и ее использовали при прокладке ж/д вдоль старого дилижансного тракта. Изгиб связан не с пальцем царя, а с тем, что в этом месте были болота, и положить полотно не удавалось.
«Конструкторы многоразового космического корабля „Кеннеди" не могут увеличить мощность его ускорителей, потому что их диаметр (1,524 м) определяется... шириной лошадиного крупа». Не умаляя остроумия анонимного автора, который выдумал эту логическую цепочку и разместил её в интернете, уточним некоторые цифры. Каждый из двух твёрдотопливных ускорителей американского «Шаттла» имеет длину 45,7 м и диаметр 3,7 м (в районе топливных сегментов двигателя). Наружный топливный бак, который содержит криогенное топливо для питания маршевых двигателей «Шаттла», имеет диаметр 8,4 м. Дело в том, что двигатели эти доставлялись по железной дороге, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8,5 дюйма (1,435 м), поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 5 футов. Вопрос: почему расстояние между рельсами 4' 8,5"? Откуда взялась эта цифра? Оказывается, железную дорогу в Штатах строили такую же, как и в Англии, где, в свою очередь, железнодорожные вагоны делали такими же, что и трамвайные, а первые трамваи производились по образу и подобию конки. А длина оси конки составляла как раз 4' 8,5".

Но почему? Потому что конки делали с таким расчётом, чтобы их оси попадали в колею на английских дорогах – благодаря этому колёса меньше изнашивались, – а расстояние между колеями в Англии как раз 4' 8,5"! Отчего так? Да просто дороги в Великобритании стали делать римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, длина же оси стандартной римской колесницы равнялась... Правильно, 4' 8,5"! Первые колейные дороги Древней Греции и Древнего Рима, представлявшие собой углубления до 50 мм в каменном основании, имели ширину 1,5–1,6 м. Это соответствовало ширине уличных экипажей. Ну вот, теперь мы поняли, откуда взялся этот размер. Но всё же, почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины? А вот почему: в колесницу запрягали обычно двух лошадей.
А 4' 8,5" – как раз размер двух лошадиных задниц! Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало бы её равновесие. Суммарная ширина крупов двух лошадей намного больше длины оси колесницы. Американские инженеры, строившие первые железные дороги в США, действительно ориентировались на английскую, стефенсоновскую колею шириной 1435 мм. В Англии ширина колеи на первых железных дорогах с конной тягой в рудниках и на угольных копях была различной – от 2' до 5'. Наиболее удачно была спроектирована железная дорога Мертир–Тайэфайл в Англии шириной 5', соответствующая колее обыкновенных экипажей. Полагают, что именно она послужила для Джорджа Стефенсона прообразом при строительстве в 1825 г. первой железной дороги Стоктон–Дарлингтон с паровой тягой. Стефенсон сначала предполагал колею шириной 4' 6" (1372 мм), что соответствовало ширине колеи, распространённой на севере Великобритании. Однако при конструировании своего паровоза, чтобы удобнее было разместить паровой котёл, ему пришлось расширить колею на 2,5" (получилась колея шириной 4' 8,5", т.е. 1435 мм). Сейчас такова ширина примерно 75% железных дорог на Земле.

В России при строительстве первой железной дороги Санкт-Петербург–Москва в 1843 г. инженер Мельников предложил расширить стефенсоновскую колею до 5' (1524 мм). Это обеспечивало более удобное размещение механизма паровоза, увеличение объёма его котла, массы груза в вагонах, лучшую устойчивость подвижного состава. Вот и ответ: даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от размера лошадиного крупа, как и две тысячи лет назад. После очередного старта «Шаттла» корпуса отработавших ускорителей спускаются на парашютах в Атлантический океан, подбираются спасательными судами и буксируются на мыс Канаверал. Затем их отправляют производителю в штат Юта для контроля и заливки топлива. После чего возвращают по железной дороге на мыс Канаверал. Пресс-секретарь НАСА подтвердил, что при проектировании двигателей твёрдотопливных ускорителей «Шаттла» учитывался размер туннеля, по которому они доставляются на пусковую площадку, и, следовательно, размер колеи. Но обратил внимание на то, что туннель имеет два пути, так что в реальности допустимый размер был как минимум вдвое больше.